pax_global_header00006660000000000000000000000064120270413770014515gustar00rootroot0000000000000052 comment=67c313881fecbcf71ad2b9f2d7b844f47081aea5 screencaster-0.4/000075500000000000000000000000001202704137700140375ustar00rootroot00000000000000screencaster-0.4/.gear/000075500000000000000000000000001202704137700150335ustar00rootroot00000000000000screencaster-0.4/.gear/rules000064400000000000000000000000071202704137700161050ustar00rootroot00000000000000tar: . screencaster-0.4/article.html000064400000000000000000000251701202704137700163550ustar00rootroot00000000000000 Опыт применения видеоуроков в учебно-методической работе Факультета переподготовки специалистов СПбГПУ

Опыт применения видеоуроков в учебно-методической работе Факультета переподготовки специалистов СПбГПУ

Тезисы доклада для конференции «СПО в высшей школе», Переславль Залесский, 29–30 января 2011 г.

Дмитрий Державин, Санкт-Петербург, Проект «Открытые уроки»:

- http://www.avalon.ru/OpenLessons/UNIX/

- http://twitter.com/derjavin

Аннотация

На основе опыта работы учебного центра avalon.ru в 2008–2010 годах предлагается набор методических указаний, технических решений и практических советов по применению видеоуроков в учебно-методической работе.

Постановка задачи

В области информационных технологий ситуация непрерывно меняется, и адаптировать учебные программы к этим изменениям приходится также очень быстро. В частности, важно успевать своевременно готовить учебные пособия и учебно-методические материалы для сопровождения курсов.

Как показал опыт Факультета, видеоуроки, они же «скринкасты», могут быть хорошим выходом из ситуации, так как при соблюдении определённых условий практически не требуют дополнительного времени на подготовку и могут использоваться одновременно как в качестве раздаточного материала для учеников, так и в качестве учебно-методических пособий для преподавателей.

Наиболее полно на ФПС СПбГПУ технология была задействована в чтении учебных курсов, посвящённых архитектуре и администрированию ОС Linux. В частности, все лекции этих учебных курсов практически от начала до конца сопровождались демонстрацией примеров на большом аудиторном экране, куда транслировался экран преподавательского компьютера. Всё происходящее на экране вместе с голосом преподавателя записывалось в файл. В конце лекции записи раздавались студентам, которые с удовольствием пересматривали их сами, передавали «прогульщикам» и использовали как справочный материал во время лабораторных работ. Эти же записи успешно применялись в качестве дополнения к учебно-методическим комплексам учебного курса.

Интересно, что посещаемость лекций после внедрения видеоуроков в повседневную практику не снизилась, а заметно возросла. Также заметно упростились процедура ввода в курс нового преподавателя и обмен знаниями между преподавателями смежных курсов и специальностей.

К сожалению, проследить, как внедрение видеоуроков повлияло на успеваемость, по ряду причин оказалось невозможным. Но определённо можно сказать, что студенты стали относиться к предмету с гораздо большим интересом.

Как показал опыт Факультета, широкому распространению технологии в данный момент мешают в первую очередь следующие проблемы: излишняя требовательность преподавателей к качеству монтажа видеоуроков; боязнь заочной неконструктивной критики; отсутствие готовых технических решений; отсутствие методической базы, позволяющей адаптировать существующий учебный курс к новому формату.

В ходе внедрения технологии на ФПС СПбГПУ были выявлены следующие возможные пути решения этих проблем.

Проблема качества монтажа

Одно из распространённых возражений против записи видеоуроков на лекциях — низкое качество монтажа. Точнее говоря, его отсутствие.

Претензия в данном случае несправедливая, так как целью является не производство высококачественного учебного фильма для демонстрации на выставках, а получение актуальных учебно-методических материалов без дополнительных затрат времени на их изготовление.

Кроме того, преподаватели часто не вполне представляют себе истинную ценность видеоуроков с точки зрения учеников. Мелкие недостатки вроде оговорок по ходу объяснения ничтожны на фоне ценности наглядного руководства, полученного из первых рук. А ошибки преподавателя представляют собой дополнительную ценность за счёт демонстрации путей их решения.

Проблема боязни неконструктивной критики

Часто от введения видеоуроков в повседневную практику преподавателя удерживает боязнь оказаться в ситуации, когда невозможно что-либо возразить удалённым в пространстве и времени слушателям на неконструктивную критику.

Чувства преподавателей в данном случае, видимо, сродни чувствам музыкантов или производителей программного обеспечения. Распространённость ситуации говорит о том, что проблема вполне типична, решаема, и ничего страшного в ней нет.

Краткие методические указания

Хочется отметить, что видеоуроки применимы не только для чтения технических курсов, где большую часть объяснения можно проиллюстрировать демонстрацией работы соответствующего программного обеспечения. Любой иллюстративный материал можно дополнить как минимум примерами эффективного поиска его в Интернете.

Поэтому главное требование к адаптации подачи материала заключается в большей интерактивности: везде, где есть возможность показать действие, можно успешно использовать видеоуроки.

Кроме того полезно специальным образом оформить рабочий стол: выбрать разрешение экрана, убрать лишние, отвлекающие учеников и отнимающие полезное пространство элементы оформления. Подобрать шрифт. Настроить удобные клавиатурные комбинации, чтобы не отвлекать учеников посторонними зрелищами типа выключения записи видео или выбора приложения из меню.

Технические решения

Существует готовое техническое решение на базе ffmpeg. Решение в том числе включает в себя осознанный выбор кодеков, контейнера и параметров видеопотока.

screencaster-0.4/article.muse000064400000000000000000000226511202704137700163630ustar00rootroot00000000000000#title Опыт применения видеоуроков в учебно-методической работе Факультета переподготовки специалистов СПбГПУ Тезисы доклада для конференции [[http://www.altlinux.ru/news/archive/2011/02/item/627/][«СПО в высшей школе»]], Переславль Залесский, 29–30 января 2011 г. Дмитрий Державин, Санкт-Петербург, Проект «Открытые уроки»: - http://www.avalon.ru/OpenLessons/UNIX/ - http://twitter.com/derjavin *** Аннотация На основе опыта работы учебного центра [[http://avalon.ru][avalon.ru]] в 2008–2010 годах предлагается набор методических указаний, технических решений и практических советов по применению видеоуроков в учебно-методической работе. ** Постановка задачи В области информационных технологий ситуация непрерывно меняется, и адаптировать учебные программы к этим изменениям приходится также очень быстро. В частности, важно успевать своевременно готовить учебные пособия и учебно-методические материалы для сопровождения курсов. Как показал опыт Факультета, видеоуроки, они же «скринкасты», могут быть хорошим выходом из ситуации, так как при соблюдении определённых условий практически не требуют дополнительного времени на подготовку и могут использоваться одновременно как в качестве раздаточного материала для учеников, так и в качестве учебно-методических пособий для преподавателей. Наиболее полно на ФПС СПбГПУ технология была задействована в чтении учебных курсов, посвящённых архитектуре и администрированию ОС Linux. В частности, все лекции этих учебных курсов практически от начала до конца сопровождались демонстрацией примеров на большом аудиторном экране, куда транслировался экран преподавательского компьютера. Всё происходящее на экране вместе с голосом преподавателя записывалось в файл. В конце лекции записи раздавались студентам, которые с удовольствием пересматривали их сами, передавали «прогульщикам» и использовали как справочный материал во время лабораторных работ. Эти же записи успешно применялись в качестве дополнения к учебно-методическим комплексам учебного курса. Интересно, что посещаемость лекций после внедрения видеоуроков в повседневную практику не снизилась, а заметно возросла. Также заметно упростились процедура ввода в курс нового преподавателя и обмен знаниями между преподавателями смежных курсов и специальностей. К сожалению, проследить, как внедрение видеоуроков повлияло на успеваемость, по ряду причин оказалось невозможным. Но определённо можно сказать, что студенты стали относиться к предмету с гораздо большим интересом. Как показал опыт Факультета, широкому распространению технологии в данный момент мешают в первую очередь следующие проблемы: излишняя требовательность преподавателей к качеству монтажа видеоуроков; боязнь заочной неконструктивной критики; отсутствие готовых технических решений; отсутствие методической базы, позволяющей адаптировать существующий учебный курс к новому формату. В ходе внедрения технологии на ФПС СПбГПУ были выявлены следующие возможные пути решения этих проблем. ** Проблема качества монтажа Одно из распространённых возражений против записи видеоуроков на лекциях — низкое качество монтажа. Точнее говоря, его отсутствие. Претензия в данном случае несправедливая, так как целью является не производство высококачественного учебного фильма для демонстрации на выставках, а получение актуальных учебно-методических материалов без дополнительных затрат времени на их изготовление. Кроме того, преподаватели часто не вполне представляют себе истинную ценность видеоуроков с точки зрения учеников. Мелкие недостатки вроде оговорок по ходу объяснения ничтожны на фоне ценности наглядного руководства, полученного из первых рук. А ошибки преподавателя представляют собой дополнительную ценность за счёт демонстрации путей их решения. ** Проблема боязни неконструктивной критики Часто от введения видеоуроков в повседневную практику преподавателя удерживает боязнь оказаться в ситуации, когда невозможно что-либо возразить удалённым в пространстве и времени слушателям на неконструктивную критику. Чувства преподавателей в данном случае, видимо, сродни чувствам музыкантов или производителей программного обеспечения. Распространённость ситуации говорит о том, что проблема вполне типична, решаема, и ничего страшного в ней нет. ** Краткие методические указания Хочется отметить, что видеоуроки применимы не только для чтения технических курсов, где большую часть объяснения можно проиллюстрировать демонстрацией работы соответствующего программного обеспечения. Любой иллюстративный материал можно дополнить как минимум примерами эффективного поиска его в Интернете. Поэтому главное требование к адаптации подачи материала заключается в большей интерактивности: везде, где есть возможность показать действие, можно успешно использовать видеоуроки. Кроме того полезно специальным образом оформить рабочий стол: выбрать разрешение экрана, убрать лишние, отвлекающие учеников и отнимающие полезное пространство элементы оформления. Подобрать шрифт. Настроить удобные клавиатурные комбинации, чтобы не отвлекать учеников посторонними зрелищами типа выключения записи видео или выбора приложения из меню. ** Технические решения Существует готовое техническое решение на базе ffmpeg. Решение в том числе включает в себя осознанный выбор кодеков, контейнера и параметров видеопотока. screencaster-0.4/recstart000075500000000000000000000062621202704137700156220ustar00rootroot00000000000000#!/bin/sh # local configuration # # user configuration file config_file="$HOME/.screencasterrc" # audio input (when not defined, script checks for pulse socket # and falls back to alsa if not found) #audio_input="-f pulse -i default" # ffmpeg verision: ffmpeg or avconv ffmpeg="avconv" # ffmpeg parameters: ffmpeg needs a preset for libx264, avconv does not. #ffparams_video=${ffparams_video:-"-vcodec libx264 -vpre fast -qscale 2"} ffparams_video=${ffparams_video:-"-vcodec libx264 -qscale 2"} # use ffparams_audio="-an" to disable audio recording ffparams_audio=${ffparams_audio:-""} ffparams=${ffparams:-""} # frame size frame_size=`LANG=C xrandr -q | grep ^Screen | head -1 | sed 's|^.*current ||;s|,.*$||' | tr -d ' ' ` # file name suffix ext="mp4" # date format used in file names cdate="$(date +%F)" # ffmpeg process regexp ffexp="x11grab" # screencasts directory data_dir="./" # usage usage() { echo "Usage: recstart|recstop" echo "User configuration file: $HOME/.screencasterrc" echo "Please take a look at the documentation for examples." exit 1 } # error in config file config_file_error() { echo "User config file seems to contain a syntax error." echo "Please take a look at the documentation for examples." exit 1 } # data directory does not exist or is not writable data_dir_not_usable() { echo "The directory, where your screencasts are to be placed" echo "does not exist or is not writable. Please check." exit 1 } # alsa or pulse? select_audio_input() { if [ -S /tmp/.esd-$(id -u)/socket ]; then audio_input="-f pulse -i default" else audio_input="-f alsa -i plughw:0,0" fi } # check for the parameter check_for_param() { grep "^$param_to_check\=" $config_file >/dev/null 2>&1 && param_set=$(grep ^$param_to_check\= $config_file | tail -1 | cut -f2 -d\=) } # processing config file parameters parse_config_file() { # frame size param_set= param_to_check=frame_size check_for_param if echo $param_set | egrep '^[[:alnum:]]{3,4}x[[:alnum:]]{3,4}$' >/dev/null 2>&1; then frame_size=$param_set elif [ -z $param_set ]; then true else config_file_error fi # screencasts directory param_set= param_to_check=data_dir check_for_param if [ -d "$param_set" -a -w "$param_set" ]; then data_dir=$param_set elif [ -z $param_set ]; then true else config_file_error fi } rstart() { cd "$data_dir" if ls -1 $cdate* >/dev/null 2>&1; then filename="$cdate.$[$(ls -1 $cdate* | tail -1 | cut -f 2 -d .)+1]" else filename="$cdate.0" fi if pgrep -fl "$ffexp"; then exit 1 else $ffmpeg -f x11grab -s $frame_size -r 10 -i $DISPLAY \ $audio_input \ $ffparams_video \ -strict experimental $ffparams_audio \ $ffparams $filename.$ext fi } rstop() { if pgrep -fl $ffexp; then pkill -f $ffexp else exit 1 fi } # check for command line arguments [ $# -ne 0 ]&& usage # parse config file [ -r $HOME/.screencasterrc ] && parse_config_file # check if data dir is usable [ -d $data_dir -a -w $data_dir ] || data_dir_not_usable # select audio input [ -z $audio_input ] && select_audio_input case "`basename $0`" in recstart) rstart ;; recstop) rstop ;; *) exit 1 esac screencaster-0.4/recstop000077700000000000000000000000001202704137700172102recstartustar00rootroot00000000000000screencaster-0.4/screencaster.spec000064400000000000000000000021031202704137700173700ustar00rootroot00000000000000Name: screencaster Version: 0.4 Release: alt1 Summary: Screencaster Packager: Dmitry Derjavin License: GPL Group: Video Url: http://git.altlinux.org/people/dd/packages/screencaster.git Source: %name-%version.tar BuildArch: noarch Requires: ffmpeg %description ffmpeg based screencaster %prep %setup %install mkdir -p -m755 %buildroot%_bindir cp -a recstart %buildroot%_bindir cp -a recstop %buildroot%_bindir %files %doc screencasterrc article.* %_bindir/* %changelog * Fri Sep 21 2012 Dmitry Derjavin 0.4-alt1 - Check for data directory availability; - simple check for Pulse Audio, else fall back to ALSA; - current directory is now default data directory; - ffmpeg/avconv configuration switch. * Tue Sep 04 2012 Dmitry Derjavin 0.3-alt1 - Example configuration file errors fixed; - OSS@highschool conference abstract added as a doc. * Fri Jul 27 2012 Ildar Mulyukov 0.2-alt1 - new snapshot * Sun Jan 30 2011 Dmitry Derjavin 0.1-alt1 - Initial release. Spec file by sin@altlinux.org. screencaster-0.4/screencasterrc000064400000000000000000000005231202704137700167700ustar00rootroot00000000000000# ffmpeg based screencaster configuration # set custom frame size to e.g. "1024x768" without quotes # the default is the whole screen incl. all monitors #frame_size=1024x768 # use ffparams_audio="-an" to disable audio recording #ffparams_audio= # screencasts directory (must exist and be writable) data_dir=/home/user/data/screencast